Желание открыть собственное дело есть у многих. Для этого есть масса причин: у кого-то накопилась усталость от нынешней работы, кто-то попал под «каток» сокращений, некоторых не устраивает «дурак»-начальник или круглосуточная занятость. А подавляющее большинство ищет в частном бизнесе панацею от неудовлетворительного финансового положения. От желания до решения зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем, кажется, лежит целая пропасть. На самом же деле, эта пропасть давно превратилась в небольшую ямку, которую преодолеть совсем нетрудно.
Бюрократические преграды, пугавшие многих в далекие 80-90-ые годы, отошли в прошлое. Даже бывшее название – ЧП, больше ассоциировавшееся с чрезвычайным происшествием, нежели с частным предпринимателем,- заменили. Теперь предприимчивых людей, работающих на себя и исправно платящих налоги государству, называют индивидуальными предпринимателями. Работа с «черным налом» не приветствуется и карается по закону. Поэтому всё больше юридических лиц требуют от своих контрагентов юридической и финансовой прозрачности сделок. Это дает им возможность уменьшить налоговую нагрузку и просто крепче спать.
Если ваше решение открыть ИП не подлежит сомнению, то наградой за этот выбор станет, прежде всего, ваша независимость, свобода в распределении своего дохода и времени. Регистрация ИП искоренит искушение иметь дело с «леваками» и «черным налом», придаст вам уверенности в работе и приведет к взаимопониманию с законом. Процедура регистрации сейчас упрощена, так же, как документооборот и отчетность. Система налогообложения предусматривает льготные режимы, поэтому конфликтных отношений с чиновниками-налоговиками бояться не стоит. В любом случае, лучше общаться с государственными служащими по поводу открытия ИП, чем оправдываться в милиции по обвинению в незаконном предпринимательстве и неуплате налогов. А такие обвинения могут закончиться конфискацией полученного незаконным способом дохода, применением налоговых санкций и, в отдельных случаях, даже лишением свободы.
Возможность открыть ИП согласно закону предоставляется лицам, достигшим совершеннолетнего возраста (18 лет) и неограниченным в своей деятельности судебными инстанциями. Могут открыть ИП и несовершеннолетние (с 16 лет) граждане при особых обстоятельствах. Уважительными причинами считаются такие, как вступление в брак, согласие родителей (опекуна) на предпринимательство, официальное заключение органов опеки или судебное решение о признании несовершеннолетнего полностью дееспособным (для этого ребенок должен иметь самостоятельный доход).
Предоставляется право на открытие ИП иностранцам, а также лицам без гражданства в случае постоянного или временного проживания на территории РФ.
Табу на ведение индивидуальной деятельности наложено на граждан с ограниченной дееспособностью, а также на государственных «мужей» и муниципальных служащих (военнослужащих, милиционеров, налоговиков, работников исполнительных органов и т.п.). Для последних в особых случаях предусмотрена юридическая ответственность.
Процедура внесения налоговой службой изменений в реестр ИП (ЕГРИП) производится на основании подачи потенциальным субъектом предпринимательской деятельности следующего пакета документов:
Добавим, что для ускорения процесса регистрации предпочтительно предоставить все документальные копии, заверенные нотариально. Не беда, если принесли оригиналы с обычными копиями. Оригиналы проверят и вернут, а процедура открытия несколько затянется. Что интересно, само заявление на регистрацию заверять необязательно (хотя бытует мнение, что надо). А нотариальная копия нужна не для регистрации ИП, а для регистрации юридического лица.
Свериться со списком документов, необходимых для регистрации, можно, ознакомившись с законом РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Если привередливый чиновник потребует еще какой-либо документ, смело ссылайтесь, на законодательство.
Согласно законодательству регистрация ИП производится исключительно по месту прописки предпринимателя. Осуществляют данную процедуру уполномоченные Федеральной налоговой службы. На местах их функции выполняются территориальной инспекцией, являющейся реестродержателем индивидуальных предпринимателей.
Имеется несколько вариантов подачи документов. Самый экономный и надежный – подача документов самостоятельно. Главное в этом способе – попасть на регистрацию в удачный момент, когда нет очереди. Если не повезло, придется добросовестно отстоять. Если со стороны инспектора замечаний нет, он выдаст вам расписку о получении всех необходимых документов. На ней регистратор обязан поставить штамп с датой, когда вам придти за документами (стандартный срок составляет пять рабочих дней, т. е. ровно календарную неделю). Постарайтесь быть пунктуальным. Если не успеете забрать документы в указанный день, тогда по адресу прописки придется ждать почтальона с пакетом.
Впрочем, если вы настолько уверены в оперативной и качественной работе почтового ведомства, можете отослать весь набор документов для регистрации заказным письмом с описью содержимого. Не забудьте взять у почтового работника документ, который подтверждает отправку корреспонденции. Он может понадобиться в случае оспаривания в суде продолжительного бездействия инспекторов ФНС. Почтовая эпопея длится, конечно, дольше самостоятельной подачи документов. Да и от очередей она вас вряд ли избавит – в почтовых отделениях всегда много людей.
Самый беззаботный способ подачи документов – через посреднические структуры. Многочисленные компании готовы предложить вам свои услуги, выполнить всё оперативно и профессионально, но чужие хлопоты обойдутся вам в кругленькую сумму (рублями от 7 тысяч). Помимо этого необходимо посетить нотариуса, чтобы выписать доверенность на посредника. Это будет стоить не менее 500 рублей.
Но чаще всего решение оказывается положительным, и вместе с поздравлениями вы получаете на руки свидетельство о регистрации вас индивидуальным предпринимателем (ОГРНИП), выписку из госреестра (ЕГРИП), уведомление о вашей постановке на учет в органах ФНС.
Могут сразу выдать и информационную справку Госкомстата с присвоенными кодами статистики. Если её нет, нужно самостоятельно обратиться в местное отделение Федеральной статистической службы. При себе иметь паспорт, а также оригинал и копию свидетельства с регистрационным номером (ОГРНИП).
Учитывая тот факт, что предпринимательская деятельность засчитывается в трудовой стаж, вам необходимо зарегистрироваться в пенсионном фонде. Вы будете производить обязательные отчисления, состоящие из страховой и накопительной частей. Ставка отчислений периодически изменяется. Для возможного увеличения будущей пенсии накопительную составляющую можно оплачивать сверх нормы.
Следующий шаг – необязательный для ИП, но рекомендуемый. Если в ваших планах значится совершение безналичных расчетов с клиентами и контрагентами, возникает необходимость открытия банковского расчетного счета. При выборе банка руководствуйтесь тарифной политикой претендентов, изучите перечень предоставляемых услуг. В частности, актуален вопрос управления денежными операциями без посещения банка – так называемая услуга интернет-банкинга. Плюсом будет наличие в этом же банке вашего личного счета. Тогда без проблем можно будет переводить деньги со счета ИП на личный счет, и получать наличными в банкоматах. Правда, за такой перевод предприниматель заплатит 6% от перечисленной суммы (при упрощенной налоговой системе).
После открытия счета в банке не забудьте в течение 7 дней уведомить об этом налоговую и заполнить там специальный бланк (форма с-09-1) в двух экземплярах. В те же сроки сообщите об этом в Пенсионный фонд и органы соцстрахования с заполнением специальных форм уведомлений в двух экземплярах. Невыполнение данного требования влечет наложение штрафов со стороны всех вышеперечисленных инстанций.
В случае расчетов наличными средствами может возникнуть потребность в кассовом аппарате, минимальная цена за который – 16 тысяч рублей (из них 12 тысяч стоит периодически заменяемый чип памяти). Процедура регистрации аппарата в налоговой службе занимает не менее 2 недель. Но перед регистрацией необходимо заключить договор с центром техобслуживания кассовых аппаратов.
Основанием для заказа печати является предоставляемый фирме-производителю комплект документов:
Первый вариант – это традиционная общая система (ОСН), предусматривающая уплату физическим лицом налога на доход (13% от всего дохода), НДС (18% от реализованных товаров/услуги/работы), страховых взносов и других. Нагрузка, как видим, немалая, и не всякий с нею справится. Но есть в ОСН и плюсы, например, большая вариативность в статье документальных расходов. То есть, разрешено больше затрат, которые потом отнимутся из доходной части. Следовательно, уменьшится прибыль, с которой рассчитывается налог. Также многие крупные бизнесмены предпочитают иметь дело с предпринимателями-«общесистемниками», поскольку сделка с ними позволяет возмещать НДС. А это возврат 18% потраченных средств. В ОСН все операции должны подтверждаться документально. Доходная часть состоит из всех входящих финансовых потоков и материальных ценностей, а в расходную входят все ваши затраты.
Наша налоговая система – одна из мировых лидеров по сложности. Поэтому для облегчения работы ИП по оплате налогов придумали упрощенную систему (УСН). В этой системе отсутствуют налоги на доходы и имущество физлиц, вы освобождаетесь от уплаты НДС. Есть, правда, ряд исключений. В качестве примера подходит факт ввоза товара на таможенную территорию.
Проще всего перейти на УСН при открытии ИП. Для этого нужно написать соответствующее заявление в инспекцию ФНС, но не позднее 5-дневного срока после постановки на учет.
Существует два варианта налоговых выплат по «упрощенке». Какой из них выгоднее, подсчитать нетрудно. Если ваш бизнес связан с солидными затратами, то более подойдет модель, в которой за базу налоговых выплат берется разность между доходами и расходами. Госбюджет, в таком случае, пополнится 15 % от полученной разности. Если вдруг полученная разность окажется менее 1% (а бывает и такое), то платить всё равно придется, минимум, 1% от суммы доходов.
Если значительных материальных затрат в вашем деле не намечается, то вариант, в котором шестипроцентным налогом облагается только доходная часть, будет предпочтительнее. Но помните, что при любом варианте вы обязаны оплачивать ежегодный страховой взнос в пенсионном фонде.
И, наконец, третий вариант налогообложения – так называемая, «вмененка». Единым налогом (ЕНВД) облагаются ИП, занимающиеся определенным видом деятельности. К таковым относятся, например, оказание различных услуг в бытовой сфере, розничная торговля на небольших площадках, транспортные услуги, рекламная деятельность, сдача в наем помещений и т.п. Система расчета налога по «вмененке» сложна и учитывает множество нюансов.
Прекращение предпринимательской деятельности происходит по заявлению, направленному предпринимателем в местные органы ФНС. Автоматическое прекращение работы ИП происходит по решению судебных инстанций о признании ИП банкротом или принудительном лишении прав продолжить предпринимательскую деятельность, либо в случае смерти предпринимателя.
Негативные события, иногда происходящие в бизнесе, не снимают с предпринимателя ответственности за выполнение принятых им финансовых обязательств. Это касается как договоров с контрагентами, так и налогов. Неуплата по причине финансовой несостоятельности ведет к штрафам, задолженности, пене. Из-за этого можно потерять ценные бумаги, недвижимость, автомобиль, банковские вклады. Если же уклонение от уплаты носит умышленный характер, ответственность может быть уголовной.
Следует знать, что любые сделки, связанные с недвижимостью, производятся предпринимателем, состоящим в браке, только по согласию второй половины.
Занятие бизнесом требует от предпринимателя серьезного изучения нормативно-законодательной базы, знаний Налогового и Гражданского кодексов, актуальных постановлений Правительства и распоряжений местных органов управления. Избежать проблемных ситуаций поможет квалифицированная поддержка профессионалов.
Бюрократические преграды, пугавшие многих в далекие 80-90-ые годы, отошли в прошлое. Даже бывшее название – ЧП, больше ассоциировавшееся с чрезвычайным происшествием, нежели с частным предпринимателем,- заменили. Теперь предприимчивых людей, работающих на себя и исправно платящих налоги государству, называют индивидуальными предпринимателями. Работа с «черным налом» не приветствуется и карается по закону. Поэтому всё больше юридических лиц требуют от своих контрагентов юридической и финансовой прозрачности сделок. Это дает им возможность уменьшить налоговую нагрузку и просто крепче спать.
Зачем открывать ИП?
Если ваше решение открыть ИП не подлежит сомнению, то наградой за этот выбор станет, прежде всего, ваша независимость, свобода в распределении своего дохода и времени. Регистрация ИП искоренит искушение иметь дело с «леваками» и «черным налом», придаст вам уверенности в работе и приведет к взаимопониманию с законом. Процедура регистрации сейчас упрощена, так же, как документооборот и отчетность. Система налогообложения предусматривает льготные режимы, поэтому конфликтных отношений с чиновниками-налоговиками бояться не стоит. В любом случае, лучше общаться с государственными служащими по поводу открытия ИП, чем оправдываться в милиции по обвинению в незаконном предпринимательстве и неуплате налогов. А такие обвинения могут закончиться конфискацией полученного незаконным способом дохода, применением налоговых санкций и, в отдельных случаях, даже лишением свободы.
Открытие ИП: инструкция для для начинающего предпринимателя
Возможность открыть ИП согласно закону предоставляется лицам, достигшим совершеннолетнего возраста (18 лет) и неограниченным в своей деятельности судебными инстанциями. Могут открыть ИП и несовершеннолетние (с 16 лет) граждане при особых обстоятельствах. Уважительными причинами считаются такие, как вступление в брак, согласие родителей (опекуна) на предпринимательство, официальное заключение органов опеки или судебное решение о признании несовершеннолетнего полностью дееспособным (для этого ребенок должен иметь самостоятельный доход).
Предоставляется право на открытие ИП иностранцам, а также лицам без гражданства в случае постоянного или временного проживания на территории РФ.
Табу на ведение индивидуальной деятельности наложено на граждан с ограниченной дееспособностью, а также на государственных «мужей» и муниципальных служащих (военнослужащих, милиционеров, налоговиков, работников исполнительных органов и т.п.). Для последних в особых случаях предусмотрена юридическая ответственность.
Пакет документов для регистрации
Процедура внесения налоговой службой изменений в реестр ИП (ЕГРИП) производится на основании подачи потенциальным субъектом предпринимательской деятельности следующего пакета документов:
- заявление в установленной форме на регистрацию ИП (обязательная форма, утвержденная Правительством, выложена на официальном сайте ФНС). Для заполнения потребуется предварительное знакомство с классификатором ОКВЭД, в котором выбираются шифры видов будущей деятельности. На случай возможного расширения поля деятельности советуем сразу вписать и коды потенциальных видов предпринимательства. Впоследствии, чтобы расширить список видов в реестре, придется затратить немало времени и сил, а также порядочно «раскошелиться»;
- копии паспорта (все страницы) и свидетельства о рождении;
- квитанция на оплату госпошлины (оригинал). С 01.01.10 сумма госпошлины составляет 800 рублей;
- копия справки ИНН.
Добавим, что для ускорения процесса регистрации предпочтительно предоставить все документальные копии, заверенные нотариально. Не беда, если принесли оригиналы с обычными копиями. Оригиналы проверят и вернут, а процедура открытия несколько затянется. Что интересно, само заявление на регистрацию заверять необязательно (хотя бытует мнение, что надо). А нотариальная копия нужна не для регистрации ИП, а для регистрации юридического лица.
Свериться со списком документов, необходимых для регистрации, можно, ознакомившись с законом РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Если привередливый чиновник потребует еще какой-либо документ, смело ссылайтесь, на законодательство.
Способы подачи документов на регистрацию ИП
Согласно законодательству регистрация ИП производится исключительно по месту прописки предпринимателя. Осуществляют данную процедуру уполномоченные Федеральной налоговой службы. На местах их функции выполняются территориальной инспекцией, являющейся реестродержателем индивидуальных предпринимателей.
Имеется несколько вариантов подачи документов. Самый экономный и надежный – подача документов самостоятельно. Главное в этом способе – попасть на регистрацию в удачный момент, когда нет очереди. Если не повезло, придется добросовестно отстоять. Если со стороны инспектора замечаний нет, он выдаст вам расписку о получении всех необходимых документов. На ней регистратор обязан поставить штамп с датой, когда вам придти за документами (стандартный срок составляет пять рабочих дней, т. е. ровно календарную неделю). Постарайтесь быть пунктуальным. Если не успеете забрать документы в указанный день, тогда по адресу прописки придется ждать почтальона с пакетом.
Впрочем, если вы настолько уверены в оперативной и качественной работе почтового ведомства, можете отослать весь набор документов для регистрации заказным письмом с описью содержимого. Не забудьте взять у почтового работника документ, который подтверждает отправку корреспонденции. Он может понадобиться в случае оспаривания в суде продолжительного бездействия инспекторов ФНС. Почтовая эпопея длится, конечно, дольше самостоятельной подачи документов. Да и от очередей она вас вряд ли избавит – в почтовых отделениях всегда много людей.
Самый беззаботный способ подачи документов – через посреднические структуры. Многочисленные компании готовы предложить вам свои услуги, выполнить всё оперативно и профессионально, но чужие хлопоты обойдутся вам в кругленькую сумму (рублями от 7 тысяч). Помимо этого необходимо посетить нотариуса, чтобы выписать доверенность на посредника. Это будет стоить не менее 500 рублей.
Вердикт регистрирующего органа и возможные дальнейшие действия
Когда отведенный для оформления документов срок истек, регистрирующий орган должен либо выдать пакет документов, разрешающих начать свое дело, либо подготовить аргументированный отказ. Причиной отказа могут стать элементарные ошибки в заполнении документов или их неполный комплект. Также невозможна повторная регистрация в случае, если вы уже являетесь ИП, или не истек срок судебного решения о лишении вас прав заниматься предпринимательской деятельностью. Если вы не согласны с таким выводом комиссии, можете обжаловать его в судебном порядке.Но чаще всего решение оказывается положительным, и вместе с поздравлениями вы получаете на руки свидетельство о регистрации вас индивидуальным предпринимателем (ОГРНИП), выписку из госреестра (ЕГРИП), уведомление о вашей постановке на учет в органах ФНС.
Могут сразу выдать и информационную справку Госкомстата с присвоенными кодами статистики. Если её нет, нужно самостоятельно обратиться в местное отделение Федеральной статистической службы. При себе иметь паспорт, а также оригинал и копию свидетельства с регистрационным номером (ОГРНИП).
Учитывая тот факт, что предпринимательская деятельность засчитывается в трудовой стаж, вам необходимо зарегистрироваться в пенсионном фонде. Вы будете производить обязательные отчисления, состоящие из страховой и накопительной частей. Ставка отчислений периодически изменяется. Для возможного увеличения будущей пенсии накопительную составляющую можно оплачивать сверх нормы.
Следующий шаг – необязательный для ИП, но рекомендуемый. Если в ваших планах значится совершение безналичных расчетов с клиентами и контрагентами, возникает необходимость открытия банковского расчетного счета. При выборе банка руководствуйтесь тарифной политикой претендентов, изучите перечень предоставляемых услуг. В частности, актуален вопрос управления денежными операциями без посещения банка – так называемая услуга интернет-банкинга. Плюсом будет наличие в этом же банке вашего личного счета. Тогда без проблем можно будет переводить деньги со счета ИП на личный счет, и получать наличными в банкоматах. Правда, за такой перевод предприниматель заплатит 6% от перечисленной суммы (при упрощенной налоговой системе).
Для открытия банковского счета вам снова понадобится целый ворох документов:
- паспорт (оригинал и копия);
- справка ИНН (оригинал с копией);
- свидетельство с ОГРНИП (тоже с копией);
- копия выписки из госреестра;
- копия справки Госкомстата с кодами статистики.
После открытия счета в банке не забудьте в течение 7 дней уведомить об этом налоговую и заполнить там специальный бланк (форма с-09-1) в двух экземплярах. В те же сроки сообщите об этом в Пенсионный фонд и органы соцстрахования с заполнением специальных форм уведомлений в двух экземплярах. Невыполнение данного требования влечет наложение штрафов со стороны всех вышеперечисленных инстанций.
В случае расчетов наличными средствами может возникнуть потребность в кассовом аппарате, минимальная цена за который – 16 тысяч рублей (из них 12 тысяч стоит периодически заменяемый чип памяти). Процедура регистрации аппарата в налоговой службе занимает не менее 2 недель. Но перед регистрацией необходимо заключить договор с центром техобслуживания кассовых аппаратов.
Для регистрации помимо договора вам понадобятся:
- свидетельство с ОГРНИП (с копией);
- справка ИНН (с копией);
- документ на право собственности или аренды помещения, в котором аппарат будет установлен.
Основанием для заказа печати является предоставляемый фирме-производителю комплект документов:
- копия ИНН;
- копия паспорта;
- копия свидетельства с ОГРНИП;
- копия справки Госкомстата;
- копия выписки из госреестра.
Азы налогового «пресса»
Самый важный шаг в процессе открытия ИП – это выбор вида налога. Разобраться самому во всех нюансах без соответствующего образования очень тяжело. Тонкости познаются во время работы. Пока же разберемся с азами налогового «пресса» (для многих – это, действительно, тяжелая ноша). На данный момент налогообложение может предложить три варианта.Первый вариант – это традиционная общая система (ОСН), предусматривающая уплату физическим лицом налога на доход (13% от всего дохода), НДС (18% от реализованных товаров/услуги/работы), страховых взносов и других. Нагрузка, как видим, немалая, и не всякий с нею справится. Но есть в ОСН и плюсы, например, большая вариативность в статье документальных расходов. То есть, разрешено больше затрат, которые потом отнимутся из доходной части. Следовательно, уменьшится прибыль, с которой рассчитывается налог. Также многие крупные бизнесмены предпочитают иметь дело с предпринимателями-«общесистемниками», поскольку сделка с ними позволяет возмещать НДС. А это возврат 18% потраченных средств. В ОСН все операции должны подтверждаться документально. Доходная часть состоит из всех входящих финансовых потоков и материальных ценностей, а в расходную входят все ваши затраты.
Наша налоговая система – одна из мировых лидеров по сложности. Поэтому для облегчения работы ИП по оплате налогов придумали упрощенную систему (УСН). В этой системе отсутствуют налоги на доходы и имущество физлиц, вы освобождаетесь от уплаты НДС. Есть, правда, ряд исключений. В качестве примера подходит факт ввоза товара на таможенную территорию.
Проще всего перейти на УСН при открытии ИП. Для этого нужно написать соответствующее заявление в инспекцию ФНС, но не позднее 5-дневного срока после постановки на учет.
Существует два варианта налоговых выплат по «упрощенке». Какой из них выгоднее, подсчитать нетрудно. Если ваш бизнес связан с солидными затратами, то более подойдет модель, в которой за базу налоговых выплат берется разность между доходами и расходами. Госбюджет, в таком случае, пополнится 15 % от полученной разности. Если вдруг полученная разность окажется менее 1% (а бывает и такое), то платить всё равно придется, минимум, 1% от суммы доходов.
Если значительных материальных затрат в вашем деле не намечается, то вариант, в котором шестипроцентным налогом облагается только доходная часть, будет предпочтительнее. Но помните, что при любом варианте вы обязаны оплачивать ежегодный страховой взнос в пенсионном фонде.
И, наконец, третий вариант налогообложения – так называемая, «вмененка». Единым налогом (ЕНВД) облагаются ИП, занимающиеся определенным видом деятельности. К таковым относятся, например, оказание различных услуг в бытовой сфере, розничная торговля на небольших площадках, транспортные услуги, рекламная деятельность, сдача в наем помещений и т.п. Система расчета налога по «вмененке» сложна и учитывает множество нюансов.
Как ликвидировать ИП
Прекращение предпринимательской деятельности происходит по заявлению, направленному предпринимателем в местные органы ФНС. Автоматическое прекращение работы ИП происходит по решению судебных инстанций о признании ИП банкротом или принудительном лишении прав продолжить предпринимательскую деятельность, либо в случае смерти предпринимателя.
Ответственность ИП
Негативные события, иногда происходящие в бизнесе, не снимают с предпринимателя ответственности за выполнение принятых им финансовых обязательств. Это касается как договоров с контрагентами, так и налогов. Неуплата по причине финансовой несостоятельности ведет к штрафам, задолженности, пене. Из-за этого можно потерять ценные бумаги, недвижимость, автомобиль, банковские вклады. Если же уклонение от уплаты носит умышленный характер, ответственность может быть уголовной.
Следует знать, что любые сделки, связанные с недвижимостью, производятся предпринимателем, состоящим в браке, только по согласию второй половины.
Занятие бизнесом требует от предпринимателя серьезного изучения нормативно-законодательной базы, знаний Налогового и Гражданского кодексов, актуальных постановлений Правительства и распоряжений местных органов управления. Избежать проблемных ситуаций поможет квалифицированная поддержка профессионалов.
Источник: www.biznesjournal.ru